Июнь 2022 г.

 

      

 


 

  Декабрь 2020

     История Новогодней открытки для детей и родителей

          Новогодние открытки - два этих слова погружают в детство и теплые воспоминания. А между тем за всю историю поздравительных карточек среди них было немало необычных и даже странных. По новогодним открыткам легко можно проследить всю историю страны. Почему на открытках изображали клевер и поезда, в какой момент Дед Мороз взял в руки оружие и пересел на космолет?

КЛЕВЕР, ДЕТИ И ПОЕЗДА

Первые новогодние открытки появились в 1795 году. привозили из Европы.

Чаще всего их В России поздравительные карточки тоже производили, но не так много. Столицей открыток считалась Германия. В некоторых городах работали сразу по две-три фабрики, и в день они выпускали по шесть тысяч открыток. Этого хватало, чтобы обеспечить весь мир.

Первые новогодние открытки в России появились в 1897 году. К процессу создания поздравительных почтовых карточек привлекались лучшие профессионалы своего дела: художники, печатники, а позднее и фотографы. В их числе Виктор Васнецов, Иван Билибин, Илья Репин, Константин Маковский, Александр Бенуа. Небольшими сериями выпускали дорогие новогодние открытки с тиснением, серебряной и золотой крошкой.

 

В дореволюционной России считалось, что новогодняя открытка должна выражать пожелание счастья. Поэтому на ней демонстрировали символы, приносящие удачу: например, подковы или клевер с четырьмя лепестками. А в соответствии с поверьем о том, что полная луна могла принести богатство на всю жизнь, ее тоже нередко изображали на открытке. Часто изображали детей с цветами. Они олицетворяли светлое будущее, которое непременно ждет в новом году.

          Достижения техники – еще один сюжет для новогодних открыток. Когда в мире только появились поезда и железные дороги, они тут же оказались на поздравительных карточках. Картинку дополняли подарками, украшениями и радостными лицами встречающих.

 

Новогоднего волшебника в царские времена не существовало, но люди верили в рождественского. Его прообразом стал Никола Мирликийский, более известный как Николай Чудотворец.

 

БЕЗ БУРЖУАЗНЫХ ЁЛОК И ОТКРЫТОК

После революции Новый год и Рождество оказались под запретом. Соответственно, исчезли и открытки. Зато появились плакаты, где рисовали детей с надписями: "Взрослые, не смущайте нас    своей буржуазной елочкой!".При этом открытки, которыми граждане новой страны должны были поздравлять друг друга с первым годом Октябрьской революции, полярностью не пользовались.
Открыток выпускалось так мало, что сегодня даже у коллекционеров сложно найти новогодние открытки, выпущенные до 1939 года.

ОТКРЫТКИ ПАПЕ НА ФРОНТ

Вновь новогодние открытки появились только в 1941 году. Это был самый простой способ связи фронта с тылом. К тому же, открытка легче всего подвергалась цензуре. В отличие от письма, ее не нужно было вскрывать, а потом снова заклеивать. Все открытки были посвящены борьбе против фашизма. Среди сюжетов было много карикатур.

Уже в декабре 1941 года издательство "Искусство" выпустило специальные открытки для посылки на фронт. Художники работали только с двумя цветами – красным и черным, чтобы ускорить процесс печати, и, естественно, преобладали изображения военной тематики: новое оружие и даже портреты героев. Несмотря на необычную трактовку привычных сюжетов (на новогодних открытках времен Великой Отечественной войны можно увидеть Деда Мороза с автоматом или с метлой, выметающим фашистов), суть новогодней открытки осталась прежней – поддержать, напомнить о том, что дома любят и ждут, заставить улыбнуться.

          В 1945 года русские военнослужащие, находящиеся на территории освобожденной Европы, стали отправлять красивые импортные новогодние открытки.

          После войны они вновь исчезли. Больше пяти лет по рукам ходили только "базарные" карточки. Их переснимали с оригиналов - часто даже с тех, что приходили на фронт немцам.

СКАЗКИ, КРЕМЛЬ И ПРОГРЕСС

Приказ о возрождении открыток подписали только в 1953 году. Именно тогда, в период "оттепели", в открытки пришли замечательные художники, которые и создали всеми любимые образы.

Появились Дед Мороз и Снегурочка, лесные животные, кремлевские куранты.

Очевидно, что образ Деда Мороза взяли с Николая Чудотворца. А все остальное было полетом фантазии мастеров. Были открытки, которые выпускали тиражами по 18-25 миллионов.

Известная художница Лидия Манилова потеряла зрение, работая над открытками – так сложно было сделать хороший дизайн.

Популярным образом считался вид Кремля. Тогда же в моду вошли куранты на Спасской башне. Иногда позади Красной площади изображали стройку, чтобы все видели, что коммунизм развивается.

Над открытками часто трудились художники-мультипликаторы. Поэтому они и рисовали героев, очень похожих на тех, что дети видели по телевизору.

        Изначально новогодние открытки были детскими, с добрыми сказочными мотивами, зверушками в лесу, снеговиками, дедом Морозом и Снегурочкой. Расцвет советской новогодней открытки пришелся на 60-е. Медвежата, зайчики, Снегурочки – герои открыток, нарисованных Каневским, Заруб

иным, Четверяковым, до сих пор популярны. Фотооткрытки Ивана Дергилёва в Советском Союзе печатались миллионными тиражами. В CCCР, наверное, не было ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не получал на Новый год открытку с добрыми сценками от художника Владимира Зарубина.

 

Новогодние открытки времен СССР отображали ситуацию в стране – с развитием строительства появились картинки со всесоюзных строек, сюжеты, пропагандирующие крепкую советскую семью, развитие спорта и другие приметы времени. Расцвет новогодней открытки пришелся на 60-70-е годы.

РАКЕТЫ, МЕДВЕЖАТА И ТЕЛЕВИЗОРЫ

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый космический полет. Несложно догадаться, какими открытками граждане Советского Союза поздравляли друг друга с новым, 1962 годом. Тираж таких карточек был настолько большим, что их хватило на несколько лет вперед.

В 1975 году в эксплуатацию запустили сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. И вот уже Дед Мороз развозит подарки не на санях, а на более современных летательных аппаратах.

 

Около семидесяти миллионов открыток, которыми поздравляли с новым 1980 годом были с медвежонком.

Он играл в хоккей, шел рядом с Дедом Морозом, ехал на автомобиле или просто стоял возле елки. Людей готовили к Олимпиаде.

В 60-70-ых годах на открытках изображали спортсменов, встречающих Новый год на лыжне или катке, пары и компании в красивой одежде, отмечающие праздник в ресторане. На многих открытках того времени можно увидеть "предметы роскоши" – телевизор, детские механические игрушки. В одно время вдруг появились карточки с натюрмортами – фруктами, шоколадными конфетами в картонных коробках и шампанским в хрустальных бокалах. Последнее, к слову, исчезло с открыток с введением "сухого" закона. Но кремлевские звезды, башни и куранты оставались самыми популярными образами советской новогодней открытки.

 

 Часто на новогодних открытках появлялись сказочные герои. Любимый символ советских открыток – тройка.

До революции их практически не использовали, но в тот период вспомнили исконно русские мотивы.

       Тройка так сильно вжилась в образ Нового года, что аниматоры с красными носами и бородами, играющие Дедов Морозов, стали катать гостей непременно на тройках и с бубенчиками.

 

РОЖДЕСТВО И НАТЮРМОРТЫ

В 80-ые годы рисованную открытку вытеснила фотооткрытка. На большинстве поздравительных карточек того времени красовались натюрморты с еловыми ветками, блестящими шарами, серпантином и горящими свечками, зимние пейзажи. Использовались предметы традиционных промыслов – хохломские подносы, фарфоровые игрушки, расписанные гжелью. Появились открытки с надписями из фольги, тисненым рисунком.

Наконец, в начале 90-ых годов вернулись открытки "С Рождеством" – как созданные современными художниками, так и перепечатанные со старинных открыток.

          Советские новогодние открытки 80-90-х годов зачастую использовались для создания многочисленных стенгазет, которые выпускались к праздникам и торжественным датам в различных коллективах.


 

декабрь 2015

Консультация для родителей

«Скоро в школу»

воспитателя Наумковой Олеси Владимировны

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует иногда определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка

Проблемой многих современных первоклассников является то, что на них с младенчества обрушивается огромный поток информации — от родителей из телевизора, из компьютера, из музыкальной или художественной школы... Часто ко времени поступления в школу ребенок превращается в маленького старичка, который считает, что уже всё знает, всё умеет, и уже устал учиться. довольно часто дети невольно оказываются заложниками взрослых и получают ненужную или негативную ин формацию. Ребенок смотрит все телевизионные передачи подряд; играет в комнате, где бабушка смотрит сериал; малыш оказывается свидетелем беседы родителей, в которой они обсуждают недостатки воспитателя, учителя. Нервная система ребенка не справляется с таким потоком информации он становится раздражительным, возбужденным либо вялым, пассивным, плаксивым. Учебная деятельность, которая является ведущей для детей младшего школьного возраста (7—10 лет), требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть определенными мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность (при выполнении знакомых действий:  обслуживающий труд, рисование и т. д.), осуществлять самоконтроль своих действий, адекватно реагировать на замечания взрослого,  проявлять волевые усилия для решения поставленной задачи.

Не менее важны навыки речевого общения со сверстниками и взрослыми, зрительно-двигательная координация, достаточно развитая мелкая моторика рук. Все это требует подготовки, но нельзя забывать, что полноценную учебную деятельность можно формировать только на основе игровой. Для становления личности будущего школьника важную роль играет ролевая игра. Игра — как освоенная детьми форма моделирования отношений взрослых. Именно в этой игре ребенок активно осваивает «мир вещей» и «мир людей» Освоение «мира вещей» предметная деятельность (познавательная и практическая), обеспечивает ребенку усвоение знаний, умений, навыков, формирование интеллектуальной активности. Освоение «мира людей» — деятельность по усвоению норм человеческих взаимоотношений, включает ребенка, с учетом его возрастных возможностей, в систему этих отношений. Он как бы примеряет себя к окружающему миру, пробует себя в разных ролях. Именно в играх формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, условия игры, распределять роли), умение управлять и быть управляемым.  Все это очень необходимо будущему первокласснику для успешного вхождения в школьную жизнь, для овладения необходимым социальным опытом. Очень серьезной проблемой в жизни б—7-лет детей является «недоигранность». Малыши постоянно заняты «учебой» с самого раннего детства. Дошкольникам некогда играть. А часто они просто не умеют играть ни с игрушками (игрушек много, но взрослые не играют с ребенком, а значит, не учат с ними играть), ни со своими сверстниками (за партой, во время занятий-уроков нельзя играть, надо заниматься). Неумение играть и общаться между собой и учителя наблюдают на переменах.

«Не навреди», «Яд от лекарства отличается дозой» — эти медицинские правила актуальны, и для воспитателей, и для родителей в вопросах не только лечения, но и образования детей. Не бывает правил без исключений. Но все-таки вряд ли стоит готовить ребенка к поступлению в ВУЗ ‚уже в детском саду.Здоровый ребенок, у которого есть желание учиться, который готов к сотрудничеству со сверстниками и учителями, — это самый хороший и самый успешный первоклассник.

Отсюда следует вывод: ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков. Залог успеха – объединение усилий врачей-педиатров, родителей и воспитателей.

Портрет будущего первоклассника

1. Социальное развитие

1.     Ребёнок спокойно идёт на контакт со взрослыми и сверстниками.

2.     Общается со сверстниками, знает правила общения.

3.     Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.

4.     Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.

5.     Хорошо адаптируется к новой обстановке.

6.     Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.

7.     Не избегает общения.

2. Организация деятельности

1.     Может планировать свою деятельность.

2.     Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.

3.     Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.

4.     Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.

5.     Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.

6.     При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.

7.     Не отказывается от заданий.

3. Речевое развитие

1.     Ребёнок правильно произносит звуки родного языка.

2.     Может выделить звук в начале, середине и конце слова.

3.     Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.

4.     Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.

5.     Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.

6.     В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.

7.     Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).

4. Развитие движений и пространственная ориентация

1.     Ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается.

2.     В сохранении равновесия движения координированы и ловки.

3.     Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).

4.     Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.

5.     Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.

6.     Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).

5. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.

1.     Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.

2.     Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.

3.     Различает расположение фигур (над-под, на-за, перед-возле, сверху-снизу и т.п.).

4.     Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.

5.     Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.

6.     Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.

7.     Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

6. Личностное развитие

1.     Ребёнок осознаёт, как вести себя со сверстниками и со взрослыми.

2.     Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения со взрослыми, и со сверстниками.

3.     Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.

4.     Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.

5.     5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.

6.     Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.

7.     Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…).

 7. Здоровье

1.     Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).

2.     Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям.

3.     Спокоен, усидчив, нераздражителен.

4.     Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи).

5.     Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества).

6.     В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание).

7.     В речи нет выраженных задержек в развитии.

8. Развитие внимания и памяти

1.     Ребёнок удерживает внимание в течении 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).

2.     Для концентрации внимания в течении 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.

3.     Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.

4.     Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.

5.     Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.

6.     Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.

7.     После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.