Страница социального педагога


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
Петродворцового района
Санкт-Петербурга

 

Страница социального педагога
Кулагиной Ольги Александровны

 

  15 марта 2021 г.

 

 

Психологическая готовность ребенка к школе

Консультация социального педагога для родителей и воспитателей

 

 

Большинство детей, как правило, развиваются не равномерно. Одни способности могут опережать развитие других. К сожалению, бывает так, что опережающее развитие может оказаться невостребованным в начальной школе. Скажем, абстрактное мышление оказывается нужнее в более старшем возрасте. Зато недоразвитие мелких мышц руки (мелкая моторика) может серьезно испортить жизнь ребенку, и его родителям. Надо сказать, что сочетание неодинаково развитых способностей встречается часто. У недооцененного ребенка в начальной школе может даже сложиться комплекс неполноценности. Ведь в начальной школе дети формируют свое представление о себе на основе оценки учителя и родителей. Позднее, в старших классах негативную самооценку бывает очень трудно исправить. При этом, далеко не всем известно, что именно стойкий неуспех в учебе снижает интерес к учению, и тогда ребенок может начать поиск себя вне школы. Поддержать ребенка в овладении школьными навыками – задача, решение которой может определить всю его дальнейшую жизнь. 

            Для того чтобы ребенок хорошо адаптировался к школе, успешно учился, он должен иметь определенный уровень зрелости тех функций, которые специалисты называют «школьно значимыми», познавательными функциями. Прежде всего они обеспечивают готовность и способность ребенка заниматься учебной деятельностью, сосредоточенно и целенаправленно работать под руководством педагога. Один из главных показателей такой готовности – организация деятельности или умение произвольно управлять собой, т.е. волевая готовность к школе. К моменту поступления ребенка в школу происходит формирование основных элементов волевого действия – умение поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, оценить результат своих действий.

            Важным показателем готовности к школе является интеллектуальная готовность. Долгое время под интеллектуальным развитием понимали наличие определенных умений и знаний. Сегодня интеллектуальная готовность понимается как достаточный уровень развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, речи.

            Социальная готовность предполагает сформированность у ребенка таких качеств, которые помогут ему установит взаимоотношения с новым коллективом взрослых и сверстников. В детском саду общению друг с другом уделяется большое внимание, они учатся дружить, общаться, мирится. Но также очень важно, какое внимание этому вопросу уделяют родители, в каких условиях семейного общения живет ребенок, какое место в семье занимает, приветствуют родители общение своего ребенка со сверстниками во дворе или изолируют от него, как оценивают его поведение.

            Таким образом, психологическая готовность к школе представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений развития ребенка:

·       мотивационная готовность;

·       волевая готовность;

·       интеллектуальная готовность;

·       социальная готовность.

Можно выделить следующие проблемы психического и интеллектуального развития детей 6-8 лет.

1.     Недостаточное речевое развитие, в том числе речевой памяти.

2.     Неполные зрительные и зрительно-пространственные представления.

3.     Задержка развития мелкой моторики рук.

4.     Недостаточно развитое внимание.

5.     Нарушение формирования учебной мотивации.

6.     Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).

7.     Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).

8.     Высокий уровень утомляемости.

Первым четырем группам детей целесообразно сотрудничать с логопедом, остальные проблемы решаются преимущественно психологическими методами, иногда совместно с логопедом, дефектологом или психоневрологом.

Наиболее успешными в школе оказываются дети с относительно равномерным развитием. Жизнерадостность, активность, любознательность, способность фантазировать, сочувствовать и сопереживать для ребенка оказываются наиболее важными в дальнейших жизненных успехах, чем сниженный фон настроения, чрезмерная послушность, зависимость от других.  

 

 

 

Памятка для родителей

«Как преодолеть страх перед школой»

            Первое сентября практически у каждого человека связано с трогательными, волнующими воспоминаниями. Но бывает, что ребенок не хочет идти в школу, поскольку, например, панически ее боится. Причина такого отношения к школе, как правило, - результат ошибок в воспитании. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы не допустить подобного.

1.     Никогда не запугивайте ребенка школой, даже невольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться. В школе будут одни двойки» и т.д.

2.     Читайте ребенку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе.

3.     Формируйте у ребенка позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни, знакомым первоклашкам.

4.     Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребенок будет в школе лучшим учеником, превосходящих своих одноклассников.

5.     Старайтесь больше времени проводить с ребенком, общайтесь с ним на равных, тем самым давая понять, что он уже достаточно взрослый.

6.     Чаще хвалите своего ребенка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в свои силы и возможности.

 

 

 

 

 

Кратко о свободе и дисциплине

Консультация для родителей

Через призму Монтессори педагогики:

Один из парадоксов, которые открыла Мария Монтессори — невозможно иметь свободу без дисциплины и дисциплину без свободы.
Некоторые люди ошибочно полагают, что дисциплина обязательно связана с принуждением, с муштрой, с насилием. Многие взрослые подменяют волю ребёнка своей волей и считают это нормальным. Но дети по своей природе настолько восприимчивы, что любое насилие не только вызывает немедленную реакцию, но и приводит к изъянам, к деформациям, к искажениям, которые при повторении опыта становятся постоянными и затем воспринимаются как свойства личности.

На самом деле в Монтессори подходе особое внимание уделяется пониманию того, что "дети отдельно, поведение отдельно". Детское поведение, которое мы, взрослые, называем "плохим", чаще всего просто сигнализирует, что в жизни ребёнка не всё в порядке, что у него есть неудовлетворённые естественные природные потребности.
Поэтому важно то, что истинная дисциплина возникает спонтанно, не по воле взрослого, и идёт изнутри, питаемая любовью, а не страхом.
Другая крайность, когда свобода понимается как вседозволенность, ведущая к хаосу при отсутствии каких-либо границ, без предоставления занятий по возрасту и примера. Мария Монтессори называла такую ситуацию "предательством свободы". И заблуждаются те, кто считает, что в Монтессори классах дети делают что хотят и как хотят. Правила есть, но детей мягко перенаправляют, увлекают, заинтересовывают, подают пример, не используя насилия в какой-либо форме. Малышей отвлекают, в случае необходимости можно сказать "стоп" (это не запрет, а остановка опасного или негативного действия).
У детей постарше больше правил, но они участвуют в их обсуждении и формулировании вместе с наставником-взрослым, понимают, что эти правила справедливы и необходимы. Правил не много, всё только действительно важное и нужное. После обсуждения, когда каждый ребёнок группы как бы примеряет ситуацию на себя и понимает, что он хотел бы, чтобы так относились к нему самому (твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого), правила кратко записываются на плакатик и вывешиваются на стену. Дети ещё не умеют читать, но сами запоминают правила как картинки и всегда могут показать где какое написано.

Например: "Если коврик на пути, коврик надо обойти". За столом занимаются только по необходимости или по желанию, когда пишут, рисуют, обводят... Чаще дети расстилают коврики и занимаются как удобнее, на полу. Неподвижно сидеть всё время занятий за столом утомительно и вредно для детей. Правило — уважать чужой труд, занятость и не бегать по коврикам на которых занимаются другие дети, не портить их занятие, не мешать.
Таким образом, выбор и свобода у детей есть всегда, но в рамках позитива. Дети ведут в выборе занятий по душе, по интересу который есть прямо сейчас и соответствует уровню развития, но в отношениях ведёт всегда взрослый и ответственность всегда на нём. Взрослый не стоит на пьедестале "я всё знаю, я вас учу, так как вы ничего не знаете и не понимаете", он служит, он — часть развивающей среды. Дети же свободны в деятельности, так как деятельность по возрасту и по интересам им предоставлена и всё так продумано заранее взрослыми, чтобы было удобно, понятно, посильно, по возрасту и разнообразно.

Продуманное позитивное разнообразие занятий, где при этом нет ничего лишнего, даёт вкус к развивающим занятиям и чувство удовлетворённости, радости. Ребёнок "сам" идёт от одной маленькой победы к другой, так как всё по возрасту и по силам — успешность и самостоятельность продуманы и заложены в упражнениях и организации пространства.
Чем более самостоятельным становится ребёнок, осваивая всё новые и новые навыки, практикуясь в интересных ему занятиях, тем больше наставник взрослый как бы отходит на второй план, становится незаметным, помогает и подсказывает только по запросу ребёнка. При этом, разумеется, взрослый следит за безопасностью, держит во внимании всю среду и всех детей, заботится, всем детям уделяет равное внимание (а не только забиякам), когда видит эту необходимость, но не отвлекает, когда дети позитивно заняты.
Дети не прерываются "на самом интересном месте" своих занятий, не переключаются искусственно с одного занятия на другое по команде взрослого, выбирают сами занятия. Если наставник видит, что пора уже показать следующее упражнение, он может это предложить, получить согласие ребёнка, или сесть неподалёку от ребёнка и сам начать его делать. Дети часто заинтересовываются, подходят, смотрят, запоминают последовательность действий, а затем могут сами взять упражнение с полки и попробовать.

Так же можно делать, если у ребёнка не получается, вместо того, чтобы его унижать, поучая и исправляя его ошибки. Обучаем показывая, а не исправляя.
Самое ценное в такой организации процесса занятий то, что ребёнок, которого не прерывают, который выбирает занятие по своему интересу, начинает концентрироваться на том, что делает. Всё более развивающаяся концентрация внимания детей — ценнейшее достижение метода. При этом ребёнок, чувствуя границы и заботу, внимание взрослого, всё же свободен и становится всё более удовлетворённым, радостным, активным, самостоятельным, учится уважать других, учится взаимодействовать. Если хотят, дети делают что-то вместе. Дети старше трёх — четырёх лет часто действуют сообща, что-то придумывают, много общаются, дружат. Они не сидят за партами, как их посадили, а постоянно в движении и свободно выбирают с кем делать то или иное занятие, одному или вместе.

А когда детям так интересно, они оптимально расслаблены — ведь если ребёнок боится, напряжён, он учиться вообще не может, так как банки памяти блокируются и "включён" режим выживания.
Напротив, когда ребёнок чувствует себя в безопасности, в позитивных границах, мягко с любовью и уважением направляем при необходимости взрослым, он чувствует свободу и радость, ему не нужна похвала или порицания для этого, его никто не сравнивает с другими детьми и не тыкает носом в ошибки, не наказывает, он в контакте с собой! Развиваются хорошие привычки, помогающие затем всю жизнь. Развивается упорство в достижении целей, способность самому видеть свои ошибки и желание их исправить, делать снова и снова, пока не получится, пока не наступит внутреннее удовлетворение от качества работы, а не когда кто-то другой поставит оценку и похвалит, скажет "хватит".

Дети в настоящей Монтессори среде естественным образом послушны, так как просьбы наставника не противоречат их внутренним устремлениям.
Ребёнок становится самоуправляемым со временем и делает порой даже больше, чем его просит наставник, из любви и чувства благодарности, много и с удовольствием помогает младшим. Это и есть в итоге дисциплина.
Таким образом, ребёнку нужна позитивная деятельность по потребностям и по возрасту в организованных для этого безопасных условиях, нужно показать как делать проще и удобнее, как это делают люди, а не конкретная Марья Иванна (только так, как Я сказала), ребёнку нужен свой собственный опыт активной деятельности, навыки пригодные для жизни, а не слушание об опыте других, сидя неподвижно за партой с шести лет, а то и раньше. Опыт и практика дают навыки и сами приводят к дисциплине, а не какие-то внешние вещи, например, указания взрослого.
Очень важно не торопить события, подходить к каждому ребёнку индивидуально, давать время (Монтессори — это не о "раннем" развитии, а о своевременном!). Дети постепенно, при возможности свободного выбора в границах позитива, развивают за счёт концентрации внимания осознанность своих действий. А осознанное добровольное действие, как говорила Мария Монтессори, ведёт к "пробуждению духа".

Сознательная воля развивается только в процессе её применения, начиная месяцев с шести, постепенно. Обездвижьте ребёнка — мышцы не будут развиваться без тренировки, и ребёнок погибнет, так как всё взаимосвязано, и вся высшая нервная деятельность связана с движением. Лишите ребёнка свободы воли, волевого усилия выбора - и он не сможет быть самим собой, не сможет нормально развиваться, не сможет быть счастливым.
Дети не должны быть механически, принудительно послушными! Это опаснейшее и глубочайшее заблуждение. Истинное послушание может развиваться только как высшее проявление собственной свободной воли индивида. Послушание же неосознанное опасно социально и угрожает жизни, ведёт к риску уничтожения, к гибели
!
Всё наше будущее, будущее человечества, заложено, как зерно, в маленьком ребёнке. Стоит задуматься...
Так что - "Недисциплинированный ребёнок становится дисциплинированным благодаря работе в компании других, а не потому, что ему говорят, что он непослушный."

(Мария Монтессори. Впитывающий разум.)

 

    

Дата последнего обновления страницы 19.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Дата последнего обновления страницы 19.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения