Страница музыкального руководителя Шаблюк В.В.


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
Петродворцового района
Санкт-Петербурга

 

Страница музыкального руководителя Шаблюк В.В.

 

 

Консультация для родителей

    «Восприятие, как основа музыкального развития ребенка»

музыкального руководителя Шаблюк Веры Викторовны (май 2016) 

 

Маленький человечек растет семимильными шагами, постигая и достигая в короткие сроки огромных результатов в постижении жизни.  То, что малыши успевают освоить за полгода, взрослый бы человек успел бы за десятилетие.  Например, если с ребенком на этом этапе жизни разговаривать  на нескольких языках и поддерживать общение такое и в дальнейшем, то он будет легко разговаривать на всех этих языках, как на своем родном. Малыши, как маленькие «губки», впитывают все, что им дают. Детство до школы - оптимальная пора для накопления любого полезного опыта, в том числе слухового музыкального опыта, формирование первых певческих навыков, танцевальных элементов, музицирования, усвоения элементарных сведений о музыке.

Среди многих видов искусства музыка всегда занимала особое место в эстетическом и художественном воспитании, а так же в формирование гармоничной и всесторонне развитой личности.  Музыка – одно из самых ярких и сильных впечатлений.  Она заставляет каждого переживать, выражать свои чувства, придает людям нравственные силы, воспитывает в них мужество, веру в жизнь, правду, красоту, подсказывает воображению интересную мысль, обогащает чувство и интеллект. Вот как писал о музыке великий немецкий писатель и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете: «Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке, ибо она не имеет содержания, с которым нужно считаться. Она – все формы и наполнения. Она делает возвышенным и благородным все, что берется выразить». Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В опере и балете она характеризует поступки, отношения, переживания героев. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью», «рисуются» великолепные картины природы. В повседневной жизни музыка сопровождает человека, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться, отдыхать. По выражению композитора Б. В. Асафьева, музыка - «образно-звуковое отображение действительности». В ней слышится живая речь - взволнованный или спокойный рассказ, прерывистое или плавное повествование, вопросы, ответы, возгласы.

«Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». Аристотель.

«Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие». Сухомлинский В.

Между этими высказываниями о музыке великих людей века, но звучат они актуально и по сей день.

И вот в этот замечательный период – дошкольное детство - нам, педагогам, предоставлена огромная возможность  дать «впитать» все самое ценное, благородное, патриотичное, гармоничное, важное. «Чтобы услышать не отдельные красивые мелодии, не красивые поэтические строки, не очередные сюжетные линии рассказов и романов, а выявить высочайшую пластику, познать скрытые коды, ощутить дыхание Космоса, дух Божественных озарений», как сказал известный искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель и один из самых эрудированных людей нашего времени  М. Казиник в своей книге «Тайны гениев».  Чтобы вырастить умную, разносторонне развитую, полноценную, гармоничную, талантливую Личность. И «искусство и его вершина – музыка гениев» (там же), как часть художественно-эстетического воспитания, имеет огромное значение  в выполнении этой важной цели.

Музыкальное воспитание в детском саду охватывает несколько видов деятельности: музыкально - ритмические движения, слушание, пение, песенное творчество, танцевальное и музыкально-игровое творчество, игра на детских музыкальных инструментах. Любая форма общения с музыкой вызывает у ребенка положительные эмоции, желание сопереживать, выражать свое отношение к музыкальным произведениям.  И все они направлены на развитие детей, как музыкальное, так и общее. Но основа, на что опирается музыкальное воспитание – это восприятие. Слушание музыки - универсальный вид деятельности. В музыкальных программах для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой - драматизацией, их нужно обязательно прослушать. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности.

Педагоги, психологи, музыканты, композиторы отмечают: чтобы полюбить музыку, надо научиться её слушать. Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать восприятие музыки как деятельность активную, подобную пению, игре на инструментах. Но это сложная работа, так как она связана с тонкими, глубокими внутренними переживаниями. Их и выявить трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Необходимо, прежде всего, понять, о чем «рассказывает» музыка.  Поэтому музыку детям надо объяснять, показывать, используя иллюстрации, игрушки, видеоролики  и т.д., давать «пощупать», почувствовать в движении. Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которое слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно.

В процессе слушания музыки дети не только знакомятся с произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость ребёнка, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Так же можно проследить взаимосвязь, которая складывается в процессе воспитания между разнообразными видами и формами музыкальной деятельности. Систематическое слушание с применением музыкально – дидактических игр развивает музыкально – сенсорное восприятие: высотные, тембровые, ритмические и динамические свойства звука, которые являются средствами музыкальной выразительности. Педагог должен представлять возрастные особенности музыкального развития дошкольника. Это позволит правильно сформулировать задачи по слушанию и успешно их решать.

В группе раннего возраста нет чёткого разделения на виды музыкальной деятельности. Внимание у детей неустойчивое, эмоционального опыта нет. Для слушания выбираются песни с яркими образами, которые можно сопроводить показом игрушки, прочитать слова песни отдельно от музыки, подчёркивая интонацией речи характерные особенности персонажа или природного явления. Одна из главных задач музыкального воспитания в этом возрасте научить детей вслушиваться. Для этого подходят контрастные произведения: веселый танец или спокойная колыбельная. Своё отношение к музыке дети часто показывают тем, что пританцовывают, хлопают в ладоши. Так же применяется приёмы, активизирующий восприятие: движения, которые подчёркивают характер произведения («птички полетели» - машут ручками, «фонарики горят» - вращают кистями рук.) Приёмы, построенные на занимательности, так же возбуждают интерес. В процессе формирования музыкального восприятия ставится задача приучать детей прислушиваться к мелодии, словам песни и узнавать её при повторном слушании. К концу года репертуар расширяется. Дети слушают небольшие музыкальные пьесы до конца, узнают знакомые песенки.

В младшей группе методика воздействия на развитие слушания расширяется. Программный репертуар по слушанию становится более сложным. В него входят песни, отражающие явления природы, значительное место занимает программная инструментальная музыка: «Дождик» Н.Любарский, «Воробей» А.Руббаха, «Лошадка» М.Симанский. Так же дети знакомятся с разными музыкальными инструментами, слушают и сравнивают их звучания, учатся понимать характер музыки, пробуют рассказывать, о чём поётся в песне. Это обогащает слуховой опыт. Выразительное исполнение музыкального произведения, теплота интонации голоса педагога является основным методом воздействия на восприятия музыки ребёнком в этом возрасте. Краткая, но яркая беседа должна настроить детей на осознание тех настроений и чувств, которые выражены в музыкальном произведении. В беседу можно включить стихи, загадки, то, что поможет раскрыть образ, заложенный композитором. Сохраняется значение использования игрушки как средства, вызывающего интерес к прослушиваемому произведению. Зрительно воспринимаемый образ способствует пониманию содержания исполняемой песни.

У современного педагога много способов воздействия для усиления восприятия музыки – это могут быть презентации на различные темы, подготовленные педагогом, видеоролики, CD или аудиотреки с подборкой музыкальных произведений исполняемых на различных инструментах. Например, слушая «Лошадку» в исполнении фортепиано и это же произведение с аудиотрека в исполнении оркестра, дети слышат не только программность произведения, но и выделяют средства музыкальной выразительности в начале пьесы и в конце («цокают» копытца.) Они с удовольствием подражают этому цоканью язычком и ударяя в деревянные музыкальные инструменты: тон-блоки, «копытца». Чем чаще дети слушают музыку, тем быстрее начинают замечать новые оттенки, силу звучания, тембр инструментов. Для дальнейшего развития музыкального слуха детей, активно применяются музыкально-дидактические игры, в основе которых лежат учебные задания. Они направлены на освоение различных свойств музыкального звука: высоты, длительности, динамики и тембра. В возрасте трёх лет у детей формируется навык слуховой культуры – они дослушивают музыку до конца, воспринимают её. Желательно, чтобы произведение имело яркую мелодию, которая выражает музыкальный образ, сочетая высотно-ладовое, ритмическое, темповое, динамическое разнообразие. К концу года дошкольники должны слушать несложные песни и пьесы, должны узнавать знакомые образы, называть их.

В средней группе дети способны понять общий характер, настроение пьесы, выразительные средства. Этому способствует сформированный навык слуховой культуры. В репертуар включены несложные произведения, в которых простыми средствами выражаются лирические, героические, комические чувства. Мир природы, животных часто находят отражение в музыке для детей, так как он связан с их жизнью, их интересами. Например, в песнях «Котик» И. Кишко и «Зайчик» М. Старокадомского характерными интонациями выражены образы ласкового, пушистого котика, ловко скачущего зайчика. Чтобы не снижать интереса детей к музыке, педагог должен пользоваться на занятиях разными методическими приёмами. Детям можно предложить отгадать загадку, о ком (о чём) прозвучит музыкальное произведение; узнать песню или пьесу по вступлению, мелодии; отгадать по ритмическому рисунку, исполненному на таких инструментах, как копытце, барабан, треугольник; проиграть фрагменты изобразительного характера с элементами звукоподражания и предложить определить, что это за музыка; использовать современные образовательные технологии – ИКТ, здоровьесберегающие, исследовательские, и т.д. Использование музыкально-дидактических игр, как одного из методов воздействия на развитие слухового восприятия. Чёткие задачи в играх учат прислушиваться к звукам, различать их по высоте, длительности, тембру, силе. Эти навыки помогают понять смысл услышанной музыки, выделить, различить, сравнить выразительные средства прослушанного музыкального произведения. К концу года у детей четырёх лет должен быть накоплен слуховой опыт восприятия музыки, который поможет им в дальнейшем расширить свои знания в этом виде музыкальной деятельности.

Программа по слушанию в старшей группе предусматривает ознакомление детей с произведениями разнообразными по тематике, жанрам, характеру и средствам выразительности. Имея слуховой опыт, дети могут дать простейшую оценку услышанному, сказать, как надо исполнять ту или иную песню – «весело», «ласково», «чётко», «шутливо». В этом возрасте слушание и разбор содержания произведения идут по трём направлениям. Первое: какие чувства передаёт музыка? Второе: о чём рассказывает музыка? Третье: как рассказывает музыка? Эти направления побуждают детей к сопереживанию, выражению разнообразных чувств; знакомят с программной и иллюстративной музыкой, с теми средствами, которые особенно подчёркивают образность звучания; дети замечают смену построения пьесы и связывают с этим изменение её характера и выразительных средств. Эти направления взаимосвязаны – рассказывая об особенностях изобразительных средств нельзя не сказать об эмоциональном содержании, отвечая на вопрос: «Какие чувства передаёт музыка?» так же ищешь ответ: «Как она это передаёт?» Например: в пьесе «Клоуны» Д.Кабалевского весёлый, шутливый, задорный характер клоунов передаётся отрывистыми, короткими фразами, исполняемыми Stаccato («хочется прыгать и кувыркаться») Усвоение навыков и знаний восприятия музыки не самоцель. Они нужны для самостоятельного творческого воплощения. В пении это выражается в передаче не только простых характеристик – весёлая - грустная музыка, но и показ целой гаммы оттенков. Весёлая музыка может быть торжественной, шутливой, праздничной. Например: в песне «Маме в день 8-го Марта» Е.Тиличеевой ласковая напевность подчёркнута с помощью вальсового ритма, умеренного темпа; в песне «Падают листья» М.Красева неторопливый темп, минорный лад, шестнадцатые нотки в октаву напоминают трепетание осенних листьев на ветру. Эффективным приёмом развития музыкального восприятия является передача характера музыки в движении: инсценировка песен, передача образных, танцевальных движений, вождение хороводов. Форма занятия не позволяет включать в себя развёрнутые беседы о музыке и продолжительное слушание музыкальных произведений. Это могут быть тематические концерты, просмотр презентаций, музыкально-литературные вечера, посвящённые природным явлениям, календарным праздникам. Эффективность результатов организации слушания музыки достигается выразительным исполнением музыкальных произведений, взаимодействием словесных и наглядных методов, последовательной постановкой разнообразных заданий, активизирующих детское восприятие.

В подготовительной группе возможности детей возросли. На основе полученных знаний и впечатлений дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Углубляя навык слушания музыки, педагог продолжает развивать эмоциональную отзывчивость и музыкальное восприятие дошкольников, а так же учит ребят различать средства музыкальной выразительности, построение произведения. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования, проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам. В этом возрасте дети знают, что музыка может быть народной (её пишет народ) и сочинённая композитором. Им знакомы имена П.И.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, М. Глинки, А.Петрова, В.Шаинского. Детский кругозор по восприятию музыки расширяется и, слушая в записи инструментальную музыку, они различают звуки скрипки, аккордеона, духовых инструментов, с удовольствием прислушиваются к музыке, в интонации которой слышат звучания реальной природы и живые интонации человеческой речи. Например: пьеса П.Чайковского «Песня жаворонка», «Подснежник», «У камелька», Э.Грига «Утро». Средства музыкальной выразительности всегда подчинены задачам создания художественного образа. Например: в «Камаринской» П.Чайковского ребята слышат имитирующие в фортепианном изложении звуки балалайки, баяна, в пьесе «Барабанщик» Д. Кабалевского слышат звуки горна. Эти интонации создают музыкальный образ всего произведения в целом.

В репертуаре для слушания есть так же вокальные произведения, соединяющие слово и мелодию. Это помогает донести до ребёнка важные в воспитательном отношении мысли, переживания, чувства. Например: в песне В.Витлина «Пограничники» мы слышим настороженность, ответственность людей за мир на Земле («нашу землю, наше небо сторожат»).

Методы и приёмы, развивающие активное восприятие музыки, складываются из выразительного исполнения, умелого использования слова и наглядных средств, при пояснении характера музыкального произведения. Вопросы должны побуждать детей к сознательному, эмоциональному отношению к музыке.

Неоднократное прослушивание одного и того же произведения формирует музыкальную память. Так же полезно предлагать детям узнавать произведение по мелодии, фортепианному сопровождению, выполнять задания на различение отдельных частей в песне или пьесе – вступлению, заключению, музыкальной фразе.

По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».

Задача педагога, чтобы навыки, умения слушать, понимать и любить музыку, которые дети получат в детском саду, сохранились на всю жизнь. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.

 

 

Использованная литература:

1.Орлова Т.М.,  Бекина С.И., Учите детей петь. Москва «Просвещение» 1986

2.Чешева С.И.,  Николаичева А.П.  Музыка – детям. Москва «Просвещение» 1985

3.Метлов Н.А. Музыка детям - Москва 1985

4.Радынова О.П. Слушаем музыку. Москва «Просвещение» 1990

5.Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду -            Москва  Просвещение, 1989

6.Программа «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – Москва Мозаика – синтез, 2006

7.Казиник М. «Тайны гениев».

8.http://bibliofond.ru/

9. http://www.muzikavseh.ru/

Дата последнего обновления страницы 19.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Дата последнего обновления страницы 19.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения